Дети и деньги

Дети и деньгиНет большой тайны, что из ребенка, который умеет разумно обращаться с деньгами, вырастает взрослый человек, который в состоянии правильно распорядится своими средствами. Можно долго говорить, что школьное образование обязано давать детям эти навыки но, в большинстве случаев, пока это остается на уровне желаний и планов. Однако не стоит переводить эти навыки только на школу. Взрослые, которые занимаются ребенком, также должны учить его рационально распоряжаться деньгами и ответственно относиться к своим расходам.

Чтобы научить ребенка разумно обращаться с деньгами, нужно приложить большие усилия, чем просто подарить ему копилку-поросенка. Педагоги считают, что для финансового благополучия в зрелом возрасте, необходимо учить человека с детства экономить и тратить деньги с умом… И знакомят с основными правилами, которыми следует овладеть каждому ребенку с помощью родителей.

Важность отсрочки вознаграждения

Очень важно научить ребенка понимать содержание так называемой отсроченной награды. «Ты можешь получить намного больше, но потом». Способность ждать вознаграждения положительно влияет на финансовое благополучие человека. А исследования показывают, что это умение – предпосылка для успеха в учебе, бизнесе и спорте.

Родителям нужно помочь ребенку научиться ждать ради получения чего-то в действительности стоящего, составив «план накопления» того, что он хочет, усилив его собственными действиями. Договоритесь с ребенком об определенных правилах относительно накопления. Скажем, вы будете банком, который станет докладывать определенный процент к сбережениям ребенка, но только с момента достижения согласованной суммы. Например, только когда сумма сбережений достигает 500 руб., ребенок ежемесячно получает «процент». Если же часть денег он потратит, то должен накопить столько же снова.

Смысл в том, чтобы приучить ребенка хотеть экономить, а не заставлять его это делать. Если силой принуждать ребенка экономить деньги, то в тот же момент, как он почувствует определенную свободу и отсутствие контроля взрослых (скажем, по окончании школы), он может радостно и легко спустить все. Или начать хаотически транжирить деньги. Просто потому, что, наконец, свободно сможет это делать.

Разница между «хочу» и «нужно»

Вполне нормально, что мы все чего-то всегда хотим. Но важно различать простые желания и потребности. Можно каждый месяц обсуждать с ребенком запланированный бюджет на необходимые ему вещи (одежду, средства по уходу, школьные принадлежности и спортивный или музыкальный инвентарь), необязательные расходы (игрушки, игры). Наглядно представленный план позволит ребенку понять, что все возможности для «хочу» выплывают уже из остатка средств после покрытия пунктов «нужно».

Понимание сущности компромисса

Когда ребенок понял разницу между желаниями и потребностями, можно начинать объяснять ему сущность компромисса. «Ты не сможешь иметь все, но вполне можешь что-нибудь выбрать». Не удивляйтесь, что ходить в магазин с детьми полезнее, чем он будет делать это сам, едва завидев вывеску магазина игрушек. Взрослые могут постоянно сравнивать цены и обсуждать с детьми, почему они где-то большие, а где-то – поменьше. Мы должны показать ребенку разницу между аналогичными товарами, а, следовательно, и объяснить, почему иногда стоит купить несколько упаковок дешевого товара, или выбрать какой-то один, но более дорогой товар.

Умение отказывать себе

Когда ребенок уже немного разобрался с приоритетами и компромиссами в расходах, его легче научить самоконтролю. Если родители часто отвечают «Да» на его прихоти, то рискуют получить зависимого человека со сформированным потребительским взглядом. Если же часто отказывают, не сильно прибегая к объяснениям своих решений, то рискуют получить странное ощущение вины, поскольку слишком ограничивают ребенка во всем.

Кажется, что для родителей это игра, в которой выигрыш невозможен. Но стоит вспомнить о бюджете, который совместно обсуждается с ребенком. Можно дать ребенку возможность самому выбирать то, как потратить деньги из пункта «хочу». Даже если несколько месяцев ребенок будет выбирать варианты, которые ему самому потом будут казаться бессмысленными или лишними. Так на собственном опыте он будет учиться отказывать себе в избыточных прихотях ради ценных вещей.

Критическое и скептическое отношение к рекламе

Чрезвычайно важно научить ребенка критически воспринимать медиа, рекламу и давление сверстников. Простых и действенных способа два. Первый заключается в общем анализе рекламы, которая вам часто встречается. Обращайте внимание ребенка на ракурс, который визуально увеличивает продукт. На дикторов, которые скороговоркой хвалят продукт – так быстро, чтобы у вас не было ни какой возможности сконцентрироваться на его реальных качествах. Приучайте анализировать мотивы, на которых пытается играть реклама.

Ну, а второй понадобится тем, кто сам не слишком успешный в первом, – взрослым, которые сами не в состоянии устоять перед соблазнами рекламы. Объясняйте на собственном горьком опыте детям, на какой именно крючок вас поймала реклама, и что из этого вышло. Вероятно, все взрослые имеют пару историй о чрезвычайно полезных чудесных швабрах или суперэффективных тренажерах, реклама которых действовала на ваше естественное желание меньше трудиться или быстро получить желаемый результат.

Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика